Дефицит кадров: тренды и решения

В рамках форума производителей и потребителей упаковки и форума печатного и рекламного производства Printech прошла Блиц-сессия с презентацией игровых механик решения профессиональных задач «Дефицит кадров: глобальные тренды, локальные решения».
Соорганизатором выступил Полиграфический институт, а модерировала сессию Ирина Нагорнова, к.т.н., Директор Полиграфического института ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет».
Екатерина Дьяконова, менеджер бизнес-сообщества RosUpack Connect представила результаты отраслевого опроса «Кадры и производительность труда в упаковочной индустрии».
На вопрос «Какие проблемы в текущий момент являются для индустрии наиболее актуальными?»
- 75% компаний отметили дефицит кадров,
- 50% – санкционные ограничения,
- 38% – нарушение логистических цепочек.
Среди общих проблем управления персоналом компании отметили:
- 64% – общий дефицит кадров в отрасли,
- 56% – дефицит кадров по отдельным специальностям,
- 49% – недостаточный уровень квалификации.
Также компании назвали навыки и личные качества соискателей, который наиболее востребованы:
- 63% – самоорганизация,
- 57% – фундаментальные знания технологических процессов,
- 43% – стрессоустойчивость в условиях многозадачности.
Таким образом, не менее важными, чем технические навыки или hard skills, становятся soft skills, личные качества, которые способствуют эффективной работе.
В конце выступления эксперт поделилась причинами дефицита кадров и методами решения проблемы.
Причины дефицита кадров:
- Демографические и миграционные факторы;
- Разрыв между образованием и потребностями производства;
- Технологическая трансформация и нехват ка цифровых компетенций и навыков работы при мультизадачности;
- Низкая привлекательность индустрии для молодых специалистов;
- Фактическое отсутствие отраслевой кадровой политики.
Методы решения:
- Автоматизация рутинных производственных процессов;
- Синхронизация ресурсов и возможностей бизнеса и образования;
- Использование нестандартных форт занятости;
- Создание отраслевых центров компетенций;
- Модерация программ СПО и ВО;
- Популяризация профессии через кейсы, бизнес-игры, мультфильмы, стажировки;
- Развитие наставничества и карьерных траекторий внутри производства.
Генеральный директор Альфа-дизайн Дмитрий Лаврик поделился мнением, что сейчас компании получает более технически подготовленных молодых специалистов после учебных заведений, однако у творческих людей отсутствует нацеленность на эффективную работу в команде и вовлеченность, и этот тренд постепенно распространяется на представителей технических специальностей.
«Важна вовлеченность представителей конкретных специальностей в общие задачи, которые стоят не только перед индустрией, но и перед всей страной», – отметил эксперт.
Менеджер по качеству Упаковочные системы Алексей Гарин поддержал мысль предыдущего спикера и поделился, что при наборе кандидатов их компания руководствуется тем, насколько человек гибкий в решении проблем и как быстро он может сориентироваться при недостатке знаний.
Ведущий бизнес-аналитик Мосстратегия Елена Ахромеева подчеркнула, что работает только то, на чем находится фокус внимания, в первую очередь руководителей. Однако эксперт отметила, что фокус на материальной мотивации – это не выход, важно начинать с людей на местах, интересоваться их проблемами, потому что они знают о том, что можно улучшить, зачастую больше, чем топ-менеджеры.
«Бережливые технологии основаны на принципах уважения к людям, без этого успеха не будет», – подчеркнула спикер.
Дмитрий Лаврик поддержал идею о важности нематериальной мотивации, например в виде страховки и других инструментов, которыми можно дополнить материальную составляющую, в том числе высказался в пользу выстраивания определе нной траектории развития сотрудника еще с начала обучения, чтобы показать возможные перспективы.
После блиц-сессии спикеров и слушателей сессии пригласили к участию в пилотной версии бизнес-игры «Профстандарт сказочного масштаба». Игра позволяет находить нестандартные подходы к решению сложных производственных задач повышения производительности, создания ценности для клиента упаковочного бизнеса в условиях ресурсных ограничений и кадровых дефицитов.
Посещение всех мероприятий деловой программы Printech 2025 бесплатно по билету выставки.