Дефицит кадров: тренды и решения

В рамках форума производителей и потребителей упаковки и форума печатного и рекламного производства Printech прошла Блиц-сессия с презентацией игровых механик решения профессиональных задач «Дефицит кадров: глобальные тренды, локальные решения».

Соорганизатором выступил Полиграфический институт, а модерировала сессию Ирина Нагорнова, к.т.н., Директор Полиграфического института ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет».

Екатерина Дьяконова, менеджер бизнес-сообщества RosUpack Connect представила результаты отраслевого опроса «Кадры и производительность труда в упаковочной индустрии».

На вопрос «Какие проблемы в текущий момент являются для индустрии наиболее актуальными?»

  • 75% компаний отметили дефицит кадров,
  • 50% – санкционные ограничения,
  • 38% – нарушение логистических цепочек.

Среди общих проблем управления персоналом компании отметили:

  • 64% – общий дефицит кадров в отрасли,
  • 56% – дефицит кадров по отдельным специальностям,
  • 49% – недостаточный уровень квалификации.

Также компании назвали навыки и личные качества соискателей, который наиболее востребованы:

  • 63% – самоорганизация,
  • 57% – фундаментальные знания технологических процессов,
  • 43% – стрессоустойчивость в условиях многозадачности.

Таким образом, не менее важными, чем технические навыки или hard skills, становятся soft skills, личные качества, которые способствуют эффективной работе.

В конце выступления эксперт поделилась причинами дефицита кадров и методами решения проблемы.

Причины дефицита кадров:

  • Демографические и миграционные факторы;
  • Разрыв между образованием и потребностями производства;
  • Технологическая трансформация и нехватка цифровых компетенций и навыков работы при мультизадачности;
  • Низкая привлекательность индустрии для молодых специалистов;
  • Фактическое отсутствие отраслевой кадровой политики.

Методы решения:

  • Автоматизация рутинных производственных процессов;
  • Синхронизация ресурсов и возможностей бизнеса и образования;
  • Использование нестандартных форт занятости;
  • Создание отраслевых центров компетенций;
  • Модерация программ СПО и ВО;
  • Популяризация профессии через кейсы, бизнес-игры, мультфильмы, стажировки;
  • Развитие наставничества и карьерных траекторий внутри производства.

Генеральный директор Альфа-дизайн Дмитрий Лаврик поделился мнением, что сейчас компании получает более технически подготовленных молодых специалистов после учебных заведений, однако у творческих людей отсутствует нацеленность на эффективную работу в команде и вовлеченность, и этот тренд постепенно распространяется на представителей технических специальностей.

«Важна вовлеченность представителей конкретных специальностей в общие задачи, которые стоят не только перед индустрией, но и перед всей страной», – отметил эксперт.

Менеджер по качеству Упаковочные системы Алексей Гарин поддержал мысль предыдущего спикера и поделился, что при наборе кандидатов их компания руководствуется тем, насколько человек гибкий в решении проблем и как быстро он может сориентироваться при недостатке знаний.

Ведущий бизнес-аналитик Мосстратегия Елена Ахромеева подчеркнула, что работает только то, на чем находится фокус внимания, в первую очередь руководителей. Однако эксперт отметила, что фокус на материальной мотивации – это не выход, важно начинать с людей на местах, интересоваться их проблемами, потому что они знают о том, что можно улучшить, зачастую больше, чем топ-менеджеры.

«Бережливые технологии основаны на принципах уважения к людям, без этого успеха не будет», – подчеркнула спикер.

Дмитрий Лаврик поддержал идею о важности нематериальной мотивации, например в виде страховки и других инструментов, которыми можно дополнить материальную составляющую, в том числе высказался в пользу выстраивания определенной траектории развития сотрудника еще с начала обучения, чтобы показать возможные перспективы.

После блиц-сессии спикеров и слушателей сессии пригласили к участию в пилотной версии бизнес-игры «Профстандарт сказочного масштаба». Игра позволяет находить нестандартные подходы к решению сложных производственных задач повышения производительности, создания ценности для клиента упаковочного бизнеса в условиях ресурсных ограничений и кадровых дефицитов.

Бизнес-игра
Бизнес-игра

Посещение всех мероприятий деловой программы Printech 2025 бесплатно по билету выставки.

Получите бесплатный билет на Printech 2025 по промокоду
NEWS25

ПОЛУЧИТЬ БИЛЕТ