Российский рынок печати: тенденции и реалии

Ознакомьтесь с ключевыми выводами и прогнозами развития индустрии в 2025 году.

Деловая программа первого дня выставки Printech 2025 началась с пленарной сессии «Тенденции и реалии печатного рынка России. От беспрецедентных вызовов к новым стратегическим инициативам». Модераторами мероприятия выступили Людмила Чекалина, директор по маркетингу и коммуникациям, «Дубль В», и Михаил Кувшинов, директор по развитию бизнеса, «НИССА Центрум».

С первым докладом сессии выступила Людмила Чекалина. Она рассказала о структуре рынка материалов для печати и упаковки и текущей ситуации на рынке полиграфических материалов. Объем производства полиграфической продукции в России по итогам 2024 года достиг почти 433 млрд рублей, что на 13,3% больше результатов 2023 года. При этом важно учитывать, что оценка в рублях не является однозначной, и важнее смотреть на процент прироста. Участники рынка отмечали, что в целом 2024 год был позитивным, сегменты этикетки и упаковки показывали стабильный рост. С начала 2025 года наблюдается падение спроса во многих сегментах, ужесточение конкуренции, демпинг и переизбыток материалов, относящихся к массовому сегменту. Импорт с начала текущего года также снижается, при этом не наблюдается недостатка предложений. В целом проблемы с платежами за импортные товары отсутствуют.

Говоря о логистических аспектах, Людмила Чекалина отметила, что с конца 2024 года и до Китайского Нового года 2025 фрахт был на максимальном уровне, загрузка достигала 100%. Далее наблюдалось резкое падение количества перевозимых грузов, и, соответственно, ставок фрахта. Весной 2025 года продолжился тренд на снижение импорта из Китая. Ставки на основные морские маршруты из Китая снизились в среднем на 10-15%, а уровень загрузки контейнерных судов опустился до 70-75%. Цены на автоперевозки с начала года упали на 30-40%. Итогом стала недозагруженность почти всех направлений, но факты задержек грузов, наличия «брошенных» поездов и простоя платформ не наблюдаются. Вместе с тем эксперты ожидают повышение спроса к сентябрю.

Эксперт также представила статистику импорта мелованной, офсетной, этикеточной бумаги, целлюлозного и макулатурного картона, а также самоклеящихся материалов. Например, в сегменте офсетных бумаг почти 100% составляет российское производство, в то время как в сегменте самоклеящихся материалов импорт составляет 90%.

О российском рынке белых бумаг в 2024-2026 годах рассказал Артём Мянник, директор по продажам белых бумаг на внутреннем рынке, СНГ и прочий экспорт, Группа «Илим». Среди ключевых аспектов эксперт отмечает следующие:

  • Крупнейшим сегментом печатных бумаг (более 50%) является офисная бумага. Ежегодное падение рынка составляет 3-5% из-за перехода на электронный документооборот. Наибольшие темпы падение зафиксированы у бумаги LWC (журналы).
  • Офсетные бумаги занимают порядка 30% рынка. Около 50% офсетных бумаг идут на выпуск учебной литературы и изготовление тетрадей, блокнотов и прочей канцелярской продукции, что поддерживает данный сегмент.
  • Мелованные бумаги с древмассой (LWC). Основным конечным сегментом является печать журнальной продукции. С 2017 года рынок сократился в 2 раза, что отражает общемировые тенденции на уход контента в интернет и сокращение рекламных бюджетов.
Печатный рынок России

Елена Гордейчик, ведущий бизнес-аналитик, СЛПК, Тайга Групп, выступила с докладом «Рынок бумаги для полиграфии: цифры говорят…». Эксперт представила статистику общемировой ситуации на рынке полиграфии, отметив небольшой прирост 0,4% по всем видам полиграфических бумаг в 2024 году. Влияние на рынок оказывает тренд на цифровизацию и негативные макроэкономические факторы. Российскому рынку печатных бумаг присущи общемировые тренды, а производство офсетной бумаги в 2024 году составило 454 тыс. тонн. Потребление в 2024 году показало небольшой рост в 0,3%. Основным фактором стало увеличение закупок со стороны издательств. По сравнению с резким ростом экспорта в 2023 году до 97 тыс. тонн, в 2024 году результат показал только +2% и составил 99 тыс. тонн. Выпуск книг и учебников является основным сегментом потребления офсетной бумаги. Производство книжной бумаги в 2024 году составило 105 тыс. тонн, из которых 78% пришлось на экспорт и 22% — на внутренний рынок.

О тенденциях развития российского рынка упаковочного картона FBB рассказал Николай Толстов, директор по продажам, «КАМА». Поставки картона FBB и WLC за 2024 год составили 466 тыс. тонн, из которых на картон FBB приходится 81%, а на картон WLC — 19%. Спикер отметил, что доля компании в сегментах FBB+WLC составляет 48% без учета картона для табачной упаковки. Объем рынка потребительской упаковки из картона в РФ по итогам 2024 года достиг 502 тыс. тонн, что на 2% выше показателя 2023 года.

На тему «Вызовы, тенденции и эволюция рынка оборудования для полиграфии и производства упаковки» выступил Михаил Кувшинов, директор по развитию бизнеса, «НИССА Центрум». Эксперт подчеркивает стемительное развитие технологий, в частности, в сегменте китайского оборудования: некоторых моделей не было всего несколько лет назад. Михаил Кувшинов отмечает, что автоматизация — один из трендов индустрии. Флексомашины уже стали производственными линиями, позволяющими совершить печать, отделку и финиш в одном технологическом переходе. Еще одна тенденция — внедрение цифровой фольги и лака. Их внедрение во флексопечать является новым этапом слияния цифровых и аналоговых технологий. Эксперт также обсудил тему применения гибридных конвертеров и технологии лазерной высечки.

Агнес Тай, заместитель директора по маркетинговым коммуникациям, Print South China, поделилась знаниями Китайского рынка для формирования полиграфической отрасли России. С 2020 года Китай стал ключевым партнером России по установлению системы поставок печатного оборудования и расходных материалов из неевропейских стран. Китайские компании привлекают внимание российской печатной индустрии: за январь-ноябрь 2023 года количество китайских экспортеров превысило 700 компаний, а общий импорт печатного оборудования из Китая достиг 170 млн долларов. Среди ключевых вызовов китайской печатной и упаковочной индустрии, спикер выделяет структурные изменения в связи с популяризацией цифровых гаджетов, издержки на сырье, экологический аспект при производстве продукции, а также однородную конкуренцию игроков рынка. Агнес Тай рассказала об основных трендах, характерных для китайских печатных и упаковочных индустрий, среди которых фокус на устойчивое развитие, рост доли разлагаемых и перерабатываемых упаковочных материалов, цифровая трансформация и применение искусственного интеллекта в печати, инновация функции упаковки как части добавочной стоимости, персонализация, кастомизация и другие.

О том, как устоять производству в новых реалиях, рассказал Дмитрий Степанов, генеральный директор, Fine Art Print. Спикер подробнее рассказал о премиальной кашированной упаковке. Эксперт отмечает, что установка автоматизированного оборудования на предприятии дала возможность привлечь игроков, которые ранее заказывали данную упаковку в Китае. За 2024 год компания произвела порядка 700 тыс. кашированных упаковок различного типа.

Печатный рынок России

Получите бесплатный билет на Printech 2025 по промокоду
NEWS25

ПОЛУЧИТЬ БИЛЕТ