Российская индустрия печати: состояние на 2024 год и прогнозы
Изменения в международной обстановке прямо сказались на всех отраслях российской экономики, включая индустрию печати.
В статье рассмотрим текущее состояние сектора, актуальные тенденции, перспективы развития. Также приведем примеры наиболее востребованных сегментов с поправкой на меняющийся баланс предложения и спроса.
Общие тенденции
Зависимость российских типографий от импортного сырья сохраняется по ряду направлений. Пока не удалось заместить листовой офсет (острая нехватка), переплетные материалы, лаки и краски. Причины в медленном обновлении производственных мощностей, перебоях с поставками запчастей для оборудования, недостаточном уровне развития необходимых технологий. Проблема постепенно решается под влиянием внешних факторов: сложностей с оплатой поставок из Китая и Турции. Результат: возрастает рентабельность вложений в собственные разработки.
Отсутствует дефицит газетной бумаги, спрос на которую падает системно. По отношению к показателям 2023 года, зафиксировано снижение объемов потребления на 3%. Тенденция продолжится и по итогам 2024 года. Основной триггер здесь — цифровизация: СМИ массово переходят в онлайн-среду. Типографии перестраивают линии в пользу альтернативных сегментов, в большей степени ориентируются на производство этикетки, инструкций, вкладышей, гофроупаковки, упаковочного картона FBB. Одним из решений становится внедрение нестандартных форматов, высококачественной УФ-печати.
Стабильный спрос на каландрированную, белую мелованную и офсетную бумаги поддерживается учебной программой (более 50% заказов). Также сырье по-прежнему востребовано среди государственных и частных компаний с существенными объемами документооборота.
Главные триггеры развития индустрии
Объемы поставок сырья из Китая постепенной сокращаются. Проблема усугубляется накоплением пустых контейнеров с российской стороны границы, блокировками платежей. Поиск альтернативных маршрутов приводит к дополнительным издержкам и снижению конкурентоспособности импортной продукции. Например, стоимость грузоперевозок возросла: на 50% май к апрелю и 25% июнь к маю 2024 года.
Для отечественных производителей открываются новые возможности: освобождаются ниши, ранее полностью занятые импортом. По сути, речь о восстановлении позиций на рынках, утраченных в последние десятилетия. Но следует делать поправку на запрос современного потребителя. Импортозамещение отражается на спросе по сегментам:
- Пищевая и технич еская упаковка;
- Книжные переплеты;
- Инструкции и этикетки для лекарственных препаратов;
- Стикеры, наклейки, цветные буклеты;
- Бумага для офисов и учебных заведений.
Ранее Китай занимал основную долю в поставках текстиля и детских игрушек, из Европы ввозилось большинство медикаментов. Указанные виды товаров нуждаются в упаковке и вкладышах, которые теперь необходимо производить в России (используя отечественное сырье).
Реальный потенциал рынка огромен, и еще не оценен в полной мере. Сохранение текущих тенденций обеспечит отрасли фору, но только при условии достаточных вложений в технологии и средства производства. Пренебрежение фактором прогресса приведет к потере позиций в будущем (в случае возвращения иностранных компаний).
Перспективы и ориентиры
С развитием компьютерных технологий появилась возможность повысить детализацию цифровой печати. Метод хорошо подходит для изготовления рекламных брошюр, иллюстрированных журналов и каталогов. Преимущества перед офсетным способом: минимум времени на предварительную подготовку, высокая скорость выпуска, оперативность при внесении правок. Выгоды в прямой оптимизации издержек типографии. Актуальные инновации:
- Бронзирование: за счет нанесения красящего пигмента и порошка этикетке придается яркость (подойдет для переплетов);
- Технологическое лакирование: позволяет сделать продукцию приятной на ощупь, что востребовано при изготовлении буклетов, проспектов, листовок;
- Печать пахнущим лаком с целью добавить упаковке продающий запах.
Стоит обратить внимание на лентикулярную печать: рисунок наносится на тыльную сторону тонкой пластиковой основы и оказывается под миниатюрной линзой. В результате формируется изображение с эффектом 3D. При помощи методики выпускают уникальные блокноты, ежедневники, ка лендари, открытки (сегмент подарочной и торжественной продукции).
Средние размеры тиражей сокращаются, оказывая влияние на приоритеты акторов рынка. Современные типографии и рекламно-производственные компании должны стремиться к повышению конкурентоспособности без ущерба качеству продукции. Перспективны следует искать в сегментах, свободных от соперничества с виртуальными аналогами.