Российский рынок печатной бумаги в 2024 году
Несмотря на распространение электронных СМИ и книг, печатные издания остаются по-прежнему востребованными.
Поэтому говорить о кризисе рынка печатной бумаги пока преждевременно. Далее расскажем об основных тенденциях и перспективах отечественного рынка печатной бумаги.
Текущая ситуация на рынке печатной бумаги
Объем производства бумаги в России продолжает расти. Так, по данным Росстата, за девять месяцев 2024 года в РФ было выпущено 7,9 млн тонн бумаги и картона, что почти на 7% больше прошлогодних показателей за тот же период. Это отличный показатель, тем более с учетом санкционного давления и закрытия европейского рынка для российских производителей. При этом отечественные компании сумели оперативно переориентировать экспорт: поставки бумаги на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока продолжают увеличиваться, также удалось расширить географию партнерств, выйдя на рынки Африки и Латинской Америки.
Серьезным достижением отечественной бумажной промышленности стало преодоление в 2022-2023 годах серьезных вызовов, связанных с поставками компонентов для производства бумаги. Еще в 2020 году из-за пандемии коронавируса на некоторых предприятиях возник дефицит ряда необходимых химикатов. В свою очередь, в 2022 году, из-за введенных санкционных ограничений полностью прекратились поставки компонентов для производства бумаги, в том числе химикатов для отбеливания, клеев и запасных частей для техники.
В целом же доля отечественной печатной бумаги продолжает расти, что вызывает сдержанный оптимизм у участников рынка. Из других тенденций стоит отметить стабильный размер сегмента офисной бумаги, на который сейчас приходится порядка 50% от общего объема потребления, при этом сегмент LWC (легкомелованная бумага) довольно существенно просел.
Устойчивость отечественного рынка печатной бумаги подчеркивает тот факт, что уже в 2023 году он обеспечил 95% потребности российских издательств. Причем, что немаловажно, уже к началу прошлого года крупнейшие издательские дома перешли на мелованную бумагу (используется для производства дорогих и качественных изданий) российского производства, объем производства которой удалось вывести на требуемые рынку показатели.
Перспективы рынка печатной бумаги
В целом текущая ситуация на рынке печатной бумаги, вероятно, останется относительно неизменной в ближайшие 6-12 месяцев. Вместе с тем, как и другие сектора экономики, данный сегмен т страдает от кадрового дефицита: с учетом демографической ямы и нежелания молодежи осваивать рабочие специальности существует риск спада производства, вызванный именно нехваткой кадров. Решить такую ситуацию можно как повышением престижа рабочих специальностей и привлечением специалистов интересными условиями, так и автоматизацией и цифровизацией рабочих процессов. Внедрение цифровых решений позволит решить сразу несколько задач: повысить качество и оперативность принятия решений, повысить эффективность обмена данными и взаимодействия как внутри компании, так и с внешними партнерами, а также в целом повысить качество управления бизнесом.
Сокращение объема печати различных периодических изданий из-за цифровизации и перехода СМИ в электронную форму сказалось и на рынке бумаги. Более того, ряд предприятий из-за этого были вынуждены переориентироваться на производство упаковки. Вместе с тем к интернет-изданиям предъявляются достаточно серьезные претензии: размещаемая в них информация не всегда достоверна, в любой момент может быть замена или скорректирована. Поэтому газеты и журналы представляют собой гораздо более надежный источник информации. Более того, печатные СМИ в условиях распространения фейковых новостей могут стать тем самым надежным источником информации, что позволит сделать общественно-политическую обстановку спокойнее. Именно поэтому участники рынка считают, что государство могло бы поддержать печатные СМИ в текущих условиях, что позитивно скажется и на рынке бумаги.
Что даст участие в выставке Printech производителям и поставщикам
Налаживание надежных партнерских связей – один из секретов успеха. Особую актуальность оно приобрело сейчас, в условиях динамично меняющегося внешнего мира. Инструментом создания и закрепления таких связей выступает в том числе участие в ведущих отраслевых событиях, одним из которых является Международная выставка оборудования, технологий и материалов для печатного и рекламного производства Printech.
В рамках данного мероприятия производители и потребители печатной продукции могут найти точки соприкосновения и договориться о будущем сотрудничестве непосредственно на площадке, минуя лишнюю бюрократию. Благодаря этому растет интерес к выставке у посетителей: в 2024 году ее посетило на 2% больше гостей (2 486 человек), чем в 2023, а с посетителями выставки RosUpack, которая проходит в эти же дни, – это целых 29 537 гостей!
Экспозиция выставки формируется, на сегодняшний день уже 47% компаний прошлого года подтвердили участие в выставке нового сезона.
Если Ваша компания занимается производством или реализацией оборудования и технологий для индустрии печати и рекламы, то участие в 10-й Международной выставке оборудования, технологий и материалов для печатного и рекламного производства Printech (17-20 июня 2025 года, Москва, МВЦ «Крокус Экспо», павильон 2) позволит показать свою продукцию целевой аудитории, расширить пул партнеров и географию продаж.