Рекламная индустрия 2023–2024 — новая реальность

Еще в XIX веке основатель первого рекламного агентства в России Людвиг Метцель сказал, что реклама – двигатель торговли.

И за прошедшие с этого времени почти полтора века практически ничего не изменилось – реклама по-прежнему является одним из наиболее эффективных способов продвижения продукта. Каково же текущее состоянии российского рынка рекламы, и какие тренды ждут нас в будущем году?

Отечественный рынок рекламы: вверх или вниз по лестнице?

Ассоциация коммуникационных агентств России оценивает объем отечественного рынка рекламы по итогам 2022 года на уровне 392 млрд рублей, что на 2% меньше, чем в 2021 году. Вместе с тем, данный показатель включает в себя сегменты рекламы в Интернете, на радио, в прессе и наружной рекламы и не учитывает данные по продажам рекламы на ТВ.

В разрезе сегментов наблюдалась разнонаправленная динамика. Объемы наружной рекламы и рекламы на радио выросли на 6% и 5% до 47,6 млрд рублей и 14,7 млрд рублей соответственно. В прошлом году наблюдалась уникальная ситуация – впервые за всю историю рекламного рынка объем рекламы в интернете сократился до 324,9%, что на 2% меньше, чем в 2021 году. Наибольшее падение продемонстрировал сегмент рекламы в печатных изданиях – его объем сократился более чем на 40%, до 4,8 млрд рублей. При этом аудитория печатных изданий, по данным АКРА, в 2022 году выросла: в сегменте журналов масс-маркет она увеличилась почти на 66%, в сегменте газет – почти на 20%. Причина столь существенных изменений – прекращение работы в России ряда крупных компаний-рекламодателей, а также прекращение существования некоторых изданий.

По оценке экспертов, в текущем году российский рекламный рынок вырастет примерно на 5-7% относительно показателей 2022 года. Причин для такой тенденции несколько – постепенное приспособление игроков рынка к работе в новых условиях, развитие собственных торговых марок брендов, запуск кобрендинговых рекламных кампаний по схеме «ретейлер + марка», а также выход на российский рынок новых брендов. Вместе с тем вклад последних вряд ли превысит 6-8%, так как новым игрокам требуется время на запуск своего бизнеса.

Рекламные конструкции – основа основ?

Мало разработать рекламную кампанию. Важную роль играет непосредственно производство рекламных конструкций. Всего в данном сегменте в России работают порядка 6 тыс. игроков разного масштаба – от небольших компаний со штатом порядка 20-30 человек до крупнейших игроков межрегионального масштаба, в которых работают сотни специалистов. Интересно, что порядка 60% компаний работают в данной сфере более 10 лет. Объем отрасли, по предварительным оценкам, достиг в 2022 году 180-190 млрд рублей, что в целом сопоставимо с показателями 2020-2021 годов.

Как уже упоминалось выше, наибольший рост в 2022 году продемонстрировал сегмент наружной рекламы. Еще 10-15 лет назад бытовало мнение, что с развитием цифровых сервисов он начнет терять позиции. Однако реальность оказалась иной – появившийся как коллаборация digital-решений и традиционной наружной рекламы формат DOOH начал постепенно вытеснять традиционный ООН. Именно цифровой сегмент стал локомотивом 2023 года и скорее всего останется столь же востребованным в 2024 году. Самые востребованные форматы такой рекламы – видеоэкраны, билборды, лайтбоксы, светодиодные экраны, табло, интерактивные панели (в том числе с сенсорным экраном). Они позволяют сформировать у целевой аудитории привлекательный и запоминающийся образ продукта, вовлечь ее в процесс взаимодействия и мотивировать на покупку товара или услуги.

Отдельно стоит отметить и использование современных цифровых решений в наружной рекламе. Методы programmatic buying работают вместе с программным продуктом, который оценивает аудиторию, считывает лица, а также получает информацию от сканеров Wi-Fi о Mac-адресах смартфонов. За счет этого формируется персонализированный контент, который отвечает интересам той или иной целевой аудитории.

В текущих условиях на рекламном рынке ведется активная борьба за клиента. Поэтому серьезным фактором выступает репутация компании и ее узнаваемость в отрасли. Участие в крупнейших мероприятиях рынка – отличный способ не только продвинуть собственный бренд, но и найти новых клиентов и партнеров.

Printech
Участие в выставке Printech

Участие в выставке Printech позволит решить игрокам рынка многие бизнес-задачи.

Например, летом 2023 года со стендами участников выставки ознакомились более 2 500 профессиональных посетителей, что на 37% больше, чем в 2022 году. И это, не считая 30 000 посетителей выставки RosUpack, которые проявляют интерес, например, к оборудованию для печати на упаковке. Изучить разделы выставки >>>

Продемонстрировать свои решения и оборудование для производства рекламных конструкций потенциальным клиентам и заказчикам вы можете на 9-й Международной выставке оборудования, технологий и материалов для печатного и рекламного производства Printech, которая состоится с 18 по 21 июня 2024 г. (Москва, МВЦ «Крокус Экспо», павильон 3, зал 12).