«Школа полиграфиста» — снова на Printech!

В рамках деловой программы выставки Printech впервые за несколько лет состоялись практические лекции «Школы полиграфиста». На площадке Диалог Арена посетители узнали много полезной информации из сферы дизайна и полиграфии, а также рассмотрели реальные кейсы из практики спикеров.

Допечатная подготовка макетов — чья ответственность? Дизайнера или типографии? Кто в ответе за результат печати?

Тема допечатной подготовки часто становится причиной недопонимания между заказчиком, дизайнером и типографией. Выступление Анастасии Ивченко, руководителя «Кредо Принт», было посящено распределению ответственности на всех этапах подготовки макета к печати.

Допечатная подготовка начинается не в момент передачи файла в типографию, а с самого начала разработки макета. Уже на стадии дизайна важно учитывать, что печатный результат и изображение на мониторе — это две разные среды. У каждой — свои технические особенности, ограничения и правила, подчеркнула спикер.

Лекции
Лекции

Основные проблемы возникают из-за несоответствия между визуализацией на экране и возможностями печати. Клиенты не всегда разбираются в технических нюансах, и их ожидания часто не совпадают с конечным результатом. Дизайнеры, в свою очередь, могут не учитывать особенности печати, материалов и оборудования.

Печать накладывает ряд ограничений:

  • Некоторые цвета Pantone невозможно точно воспроизвести.
  • Градиенты, особенно слабые, могут «съедаться» в процессе печати.
  • Полупрозрачные краски требуют дополнительной подложки — особенно при печати на темных или прозрачных носителях.
  • Серый цвет считается технически сложным и может давать непредсказуемый результат.
  • Макет должен быть подготовлен с учетом всех технологических требований.

Эксперт рассказала и про практический случай, который указывал на важность раннего обращения в типографию и внимательной работы с заказом на всех этапах — от макета до тиража. Менеджер типографии в таких ситуациях должен обладать достаточной компетенцией, чтобы своевременно выявить потенциальные проблемы, проконсультировать клиента и согласовать спорные моменты.

В случае отклонений по цвету типография может предложить разные варианты решения, отмечает эксперт: скидку, частичную или полную перепечатку, компенсацию на следующий заказ. Однако при отсутствии цветопробы претензии к точности цвета, как правило, не принимаются.

В выступлении был сделан акцент на том, что ответственность за результат печати разделяется между всеми участниками процесса:

  • Дизайнер должен учитывать технологические особенности печати еще на этапе создания макета.
  • Типография обязана проверять техническое соответствие, консультировать по спорным моментам.
  • Заказчик — вовремя предоставлять информацию, а также заранее согласовывать сложные элементы.

Ошибки, возникающие в процессе, становятся частью профессионального опыта всех сторон. Однако даже на финальных этапах работы над заказом важно сохранять внимание к деталям — именно это влияет на итоговое качество продукции, подытожила Ивченко.

Дизайн в технологиях и технологии в дизайне. Раскрываем потенциал полиграфических материалов в упаковке и этикетке

Теме материалов в полиграфии была посвящена следующая лекция. Людмила Чекалкина, директор по маркетингу и коммуникациям компании Double V, подчеркнула: потенциал упаковочного дизайна не всегда зависит от дорогих и сложных решений. Даже самый простой материал можно эффектно обыграть с помощью правильного подхода — добавить фактуру, фольгу или цветовой акцент. А иногда наоборот: достаточно выбрать самодостаточный, сложный по характеристикам материал, и он сам станет центром визуального восприятия упаковки.

Лекции
Лекции

Целлюлозный картон — один из самых универсальных материалов. Он используется как для товаров повседневного спроса, так и для премиальных решений. Особенно популярны варианты с двусторонним мелованием — такая поверхность позволяет создать эстетичный дизайн с обеих сторон упаковки.

Дизайнерская бумага предлагает огромное разнообразие. Каждый производитель создает собственную палитру и текстуры. Самоклеящиеся материалы также охватывают весь спектр рынков — от европейских до азиатских производителей.

Руководитель дивизиона фольги Double V Виктория Мисонжник рассказала о роли отделки в упаковке. Именно она помогает превратить обычный дизайн в запоминающийся и премиальный. Среди актуальных технологий:

  • Фольга для горячего тиснения
  • Фольга для холодного тиснения, как в офсетной, так и в узкорулонной печати
  • Дифракционная фольга
  • Фольга для цифрового тиснения
  • Лаки, праймеры и клеи

На практике дизайнеры и производители упаковки все чаще комбинируют технологии, отметили спикеры. Например, совмещают горячее и холодное тиснение в одном проекте. Это позволяет создавать многослойные, богатые на визуальные и тактильные ощущения упаковки.

Однако стоит помнить: при разработке целой линейки продукции (визитки, пакеты, коробки и т. д.) добиться идеально одинакового цвета на всех носителях практически невозможно — из-за различий в типах печати и материалах.

Как подружить картон и краску с лаком в упаковке

Лекции
Лекции

Упаковка — это не только дизайн, но и техническое взаимодействие множества материалов и процессов. Одним из самых сложных этапов становится правильная работа с красками, лаками и картоном. Именно этой теме было посвящено выступление Любови Баюшкиной, начальника отдела технологов, главного технолога ОКТОПРИНТ СЕРВИС.

Около 30% всех полиграфических дефектов связаны именно с неправильной работой с краской — ее поведением на поверхности картона или бумаги. И в корне многих проблем — неучтенные особенности самого картона. Важно понимать, отметила спикер, что граница между бумагой и картоном условна. Международной классификации, разделяющей их строго по параметрам, не существует. На практике же картон отличает более высокая плотность, жесткость и специфическая структура.

Картон — сложный по физико-химическим характеристикам материал, и для его корректной печати важно учитывать несколько ключевых параметров:

  • Толщина
  • Шероховатость
  • Влажность

Еще один важный аспект — проклейка картона, которая обеспечивает:

  • Водостойкость
  • Повышенную прочность
  • Жесткость и устойчивость при печати

Существует поверхностная проклейка и проклейка в массе, добавила эксперт.

Типографиям приходится регулярно сталкиваться с рядом типичных проблем при печати на картоне:

  • Деламинация — расслоение материала
  • Выщипывание — отделение волокон при печати
  • Пыль и грязь
  • Коробление
  • Крапчатость (облачная печать)
  • Отмарывание на склейке

Посещение всех мероприятий деловой программы Printech 2025 бесплатно по билету выставки.

Получите бесплатный билет на Printech 2025 по промокоду
NEWS25

ПОЛУЧИТЬ БИЛЕТ