Российский рынок полиграфической продукции в 2023 г.

За последние три года российский рынок полиграфической продукции столкнулся с рядом серьезных вызовов: нарушением логистических цепочек из-за пандемии, уходом крупных игроков отрасли, изменением потребностей профессиональной аудитории.
Вместе с тем ряд участников рынка отмечают, что 2022 год был для них успешным, ведь, как говорится, для кого кризис, а для кого – время роста. О текущем состоянии рынка печати и полиграфии, а также перспективах – расскажем далее.
Рынок полиграфической продукции: что? Где? Когда?
В 2022 году объем российского рынка полиграфической продукции сопоставим с показателями 2021 года, когда он оценивался примерно в 540 млрд рублей. В разрезе оказываемых услуг наибольшую долю составляют услуги по изготовлению упаковки (26%) и печатанию различных этикеток и ярлыков (22%). На изготовление печатной продукции (книги, газеты, журналы) приходится примерно 17%. Это объясняется снижением популярности печатных изданий из-за распространения интернета и цифровых книг.
Стоит отметить и тренды в распределении спроса по технологиям печати. Безусловным лидером в последние годы становится офсетная печать, которая существенно усилила свои позиции в сегменте упаковки, однако потеряла их в коммерчес кой полиграфии.


Геополитические сложности и последовавшие за ними санкции, безусловно, отразились на рынке полиграфической продукции. Большая часть компонентов для ее производства (бумага, краски, картон), а также расходные и запасные части для полиграфического оборудования оказались в санкционных списках, из-за чего их поставки оказались затруднены. Более того, до сих пор не решена проблема поставки офсетных красок и запасных частей. На последних проставляется свой уникальный номер, по которому можно отследить, куда пошла деталь.
В выигрыше оказались те компании, кто сумел запастись компонентами и деталями впрок, либо оперативно сумел найти варианты поставок. Это позволило участникам рынка немного отыграть позиции у производителей товаров, которые в последние годы устроили серьезный прессинг. С другой стороны, в проигрыше оказались небольшие компании-заказчики, рост цен на полиграфические услуги оказался чувствительным.
Как отразился на рынке полиграфической продукции уход или приостановка деятельности в России ряда компаний из сегментов пищевой промышленности и алкоголя, парфюмерии, одежды и обуви? Ответ на этот вопрос прост: практически никак. Дело в том, что ряд наименований продукции (те же продукты, алкоголь, парфюмерия, одежда) импортировались в Россию в уже упакованном виде. Кроме того, некоторые компании передали управление российскому менеджменту и изменили название своей продукции, что позволило сохранить объем заказов полиграфии. Единственный, кто остался в проигрыше, – издательские дома, выпускавшие российские версии зарубежных журналов и переводы иностранных книг на русский.
Прогнозы и тренды
Что ждать полиграфическому рынку до конца года и далее? Бесспорно, делать прогнозы в условиях по-прежнему высокой неопределенности сложно. Но можно выделить несколько тенденций, которые определят ситуацию на рынке в буду щие 4-8 месяцев.


-
Выручка производителей упаковки, вероятно, как минимум останется на текущем уровне или вырастет на 3-5%. Однако не стоит ожидать существенного роста, прежде всего из-за удорожания материалов и запасных частей для оборудования.
-
Компании, работающие с издательскими домами, могут столкнуться с падением спроса на их услуги и, соответственно, снижением выручки. Однако возможностей для демпинга у них практически нет: себестоимость печати растет, что вынуждает сокращать собственную маржинальность.
-
Будет расти доля цифровой печати. В условиях конкурентной борьбы за клиента или покупателя заказчики заинтересованы в создании яркой и заметной полиграфии: как баннеров, так и печатной продукции. Цифровая печать позволит создать яркий образ, который привлечет внимание к магазину или бренду.
-
Существует вероятность увеличения объема заказов от государства. Это объясняется необходимостью печати новых учебных пособий для школ, колледжей и ВУЗов, а также различной документации (бланков, форм).
-
Одна из острых проблем рынка, которая проявится в перспективе, – кадровый вопрос. Начиная с 2022 года, специалисты инженерных и рабочих специальностей активно уходят в ВПК на более высокие зарплаты. Поэтому участникам рынка стоит задуматься о способах и методах сохранения квалифицированных кадров.
Большие возможности, которые дает участие в выставке Printech
В текущих условиях важно не только понимать актуальные тренды развития того или иного рынка, но и активно продвигать свою компанию как надежного производителя, поставщика или партнера. Решить эти непростые задачи позволит участие в Международной выставке оборудования, технологий и материалов для печатного и рекламного производства Printech. Уже более 8 лет она является одной из наиболее эффективных площадок, на которых производители и по ставщики оборудования встречаются с новыми клиентами, находят партнеров, осваивают новые географии рынка и повышают квалификацию на мероприятиях ведущих экспертов отрасли.
Участие в выставке позволит решить всем игрокам рынка свои бизнес-задачи.


Участники Printech: ведущие российские и иностранные производители и поставщики оборудования и материалов для печатного производства, постпечатной обработки и изготовления рекламных конструкций.
Посетители Printech: специалисты типографий, рекламно-производственных компаний, печатных салонов, производителей этикетки и упаковки, текстильной и пищевой промышленности, производителей сувенирной продукции.
Летом 2023 года со стендами участников выставки ознакомились более 2 500 профессиональных посетителей, что на 37% больше, чем в 2022 году. И это не считая 30 000 посетителей выставки RosUpack, которые проявляют интерес, например, к оборудованию для печати на упаковке.
Продемонстрируйте оборудование, технологии и материалы своей компании на 9-й Международной выставке Printech, которая состоится с 18 по 21 июня 2024 года (Москва, МВЦ «Крокус Экспо», павильон 3).